Обязаны ли органы государственного контроля в сфере миграции уведомлять юридическое лицо и индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой проверки?

Контроль и надзор за соблюдением положений миграционного законодательства РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями в Российской Федерации иностранных работников и использования их труда осуществляется путем проведения выездных плановых, внеплановых и документарных проверок в порядке, предусмотренном Административным  регламентом по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников, утвержденным приказом Федеральной миграционной службы и МВД России от 31 июля 2015 г. № 367/807[1].

Административным регламентом, утвержденным приказом Федеральной миграционной службы и МВД России от 31 июля 2015 г. № 367/807, не предусмотрено предварительное уведомление о начале проведения выездной проверки юридического лица и индивидуального предпринимателя, что вызывает многочисленные споры.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 4 Административного регламента, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы и МВД России от 31 июля 2015 г. № 367/807, исполнение государственной функции осуществляется органами внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ                   «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно части 16 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»о проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо и индивидуальный предприниматель уведомляется органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Уведомление юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не направляется в случаях проверки на предмет соблюдения требований статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также в случае поступления в органы государственного контроля, органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

г) нарушение требований к маркировке товаров.

В случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, либо в связи с иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа государственного контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае орган государственного контроля в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Таким образом, органы миграционного контроля обязаны уведомить организацию о начале проведения внеплановой выездной проверки не менее чем за 24 часа до начала ее проведения, за исключением случаев, установленных частью 7 статьи 12, части 16, части 17 статьи 10 Федерального законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».



[1] Далее – «Административный регламент, утвержденный приказом Федеральной миграционной службы и МВД России от 31 июля 2015 г. № 367/807».

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России