По вопросу подтверждения отсутствия гражданства иностранного государства

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации                от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[1] сотрудник органов внутренних дел не может находиться на службе в органах внутренних дел в случае приобретения или наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Отношения по вопросам гражданства регулируются федеральными законами            от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»[2], от 4 июня 2014 г.             № 142-ФЗ «О внесении изменений в ряд законов и постановлений Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 «Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации». Однако единая форма справки об отсутствии гражданства иностранного государства законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

1)                 По вопросу отказа Консульства Республики Казахстан в г. Омске в выдаче гражданину Российской Федерации справки об отсутствии гражданства разъясняю, что между Российской Федерацией и Республикой Казахстан действует Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам               1993 года[3] и Протокол к ней 1997 года[4].

Из содержания статей 5, 14 Конвенции следует, что запросы по истребованию документов из стран, входящих в состав Содружества Независимых Государств[5], осуществляются через учреждения юстиции и другие компетентные органы, которые сносятся друг с другом через свои центральные органы, миную дипломатические каналы.

Указом Президента Российской Федерации от 17.04.2017 № 170 в целях реализации статьи 5 Конвенции определено, что территориальными и иными органами, уполномоченными на осуществление непосредственного взаимодействия с компетентными органами государств - участников Конвенции и Протокола, являются в том числе и территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном и региональном уровнях.

Таким образом, для истребования справки об отсутствии гражданства Республики Казахстан гражданин вправе обратиться в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном и региональном уровнях.

Напоминаю, что между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Казахстан 06.07.1998 заключено Соглашение о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов[6].

В число органов внутренних дел приграничных регионов со стороны Российской Федерации входит Управление внутренних дел Челябинской области, в Республике Казахстан - Управление внутренних дел Костанайской области (статья 1 Соглашения приграничных регионов).

Статьей 3 Соглашения приграничных регионов установлено, что органы внутренних дел приграничных регионов будут взаимно обмениваться оперативно-розыскной, криминалистической и иной информацией, в частности сведениями об уголовных правонарушениях, совершенных гражданами сопредельного государства, постоянно проживающими на территории приграничного региона этого государства. Обмен информацией производится на основании запросов.

По общему правилу, изложенному в статье 5 Соглашения о приграничных районов, запросы о содействии и ответы на них составляются в письменной форме. Указанная статья также содержит исчерпывающий перечень реквизитов запроса, требование к его подписанию, оформлению.

Следовательно, организация работы по истребованию справок об отсутствии гражданства Республики Казахстан от гражданин, проживающих в Челябинской области, входит в компетенцию ГУ МВД России по Челябинской области.

2)                  По вопросу не подтверждения факта наличия или отсутствия гражданства Республики Армения у гражданина, предоставившего справку из паспортно-визового управления полиции Республики Армения об отсутствии сведений о гражданстве.

В силу части 1 статьи 6 Закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Согласно части 2 статьи 6 Закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации  Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации (части 1, 2 статьи 62 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 3 Закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ под иным гражданством понимается гражданство (подданство) иностранного государства, под двойным гражданством – наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.

Двойное гражданство допускается в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (часть 1 статьи 62 Конституции Российской Федерации, статья 6 Закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ), что, безусловно, не исключает наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иного государства, с которым у России отсутствует международный договор о возможности двойного гражданства.

Из буквального толкования пункта 8 части 1 статьи 14 Закона от 30.11.2011                    № 342-ФЗ следует, что препятствием для нахождения на службе в органах внутренних дел является наличие гражданства как государства, с которым Российская Федерация имеет международный договор о двойном гражданстве, так и государства, с которым такого договора не имеется.

Обладание двойным гражданством может быть основанием ограничения ряда прав в целях защиты государственных интересов, прав и свобод других граждан.

Статьей 1 Закона Республики Армения «О гражданстве Республики Армения»[7] предусмотрено, что гражданин Республики Армения не может быть одновременно гражданином другого государства.

Согласно статье 17 Закона Армении о гражданстве ребенок в возрасте до 14 лет родителей, утративших гражданство Республики Армения, утрачивает гражданство Республики Армения, если он приобретает гражданство другого государства.

Однако в статье 1 Закона Армении о гражданстве указано, что отказ от гражданства Республики Армения сам по себе не влечет утраты гражданства Республики Армения.

В соответствии со статьей 26 Закона Армении о гражданстве решение о прекращении гражданства Республики Армения принимает Президент Республики своим Указом.

На основании изложенного следует, что документом, подтверждающим факт прекращении гражданства Республики Армения, является соответствующий Указ Президента Республики Армения, отсутствие названного документа является препятствием для приема его на службу в органах внутренних дел Российской Федерации.

04.10.2018                                     Правовой отдел ГУ МВД России по Челябинской области



[1] Далее – «Закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ».

[2] Далее – «Закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ».

[3] Далее – «Конвенция».

[4] Далее – «Протокол».

[5] Далее – «СНГ».

[6] Далее – «Соглашение приграничных регионов».

[7] Далее – «Закон Армении о гражданстве».

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2020, МВД России